пятница, 3 мая 2019 г.

Консультация "Развития у детей мелкой моторики рук"


Уважаемые родители и педагоги! 
Хочу поделиться с вами подборкой материала для развития у детей мелкой моторики рук.
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Гимнастика для рук позволяет ребенку быстрее научиться выполнять пальцами множество движений – от захвата предметов до манипуляций с очень мелкими объектами. Без развития этих способностей дошкольнику довольно сложно обходиться при самообслуживании: надо уметь держать ложку, застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки, хотя сейчас шнурки заменили на липучки, чем облегчили участь детей…
От того насколько развиты мышцы кисти пальчиковыми гимнастиками, будет зависеть качество рисования, письма..
Мелкая моторика напрямую связана с речевой функцией.
Существует достаточно способов помочь ребенку научиться совершать ловкие движения пальчиками:
- массаж кисти руки;
- занятия с небольшими предметами (конструктор, мозаика, пазлы).
- игры с крупами, бусинами;
- лепка;
- рисование;
- вырезание;
Особое значение имеет пальчиковая гимнастика, занимаясь которой ежедневно, дети начинают раньше и более правильно разговаривать , писать, активно развивать память с мышлением, координацию движений.


Цель пальчиковых игр – развитие речи и лексикона, музыкального слуха, способности к творческой деятельности.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников.
Упражнения можно выполнять и дома, и, конечно же – в детском саду. Это могут быть рифмованные сказки, потешки, истории.
Сложность зависит от возрастных особенностей ребенка, уровня развития мелкой моторики. С 3-х лет ребенок уже может самостоятельно проговаривать простенькие истории, сопровождая их действиями. Чтобы пальчиковая гимнастика для детей достигла своей цели, необходимо выполнять основные правила ее проведения:
Правила проведения игр:
1.руки ребенка сначала надо подготовить, поглаживая их;
2. темп упражнений – медленный, ритмичный, с повторениями до 5 раз;
3. требуемые действия выполняют сначала одной, затем другой рукой, завершают обеими вместе;
4. надо контролировать постановку кисти и четкость выполнения движений ребенком, разговаривая с ним доброжелательно и спокойно;
5. пальцы обеих рук при пальчиковых гимнастиках должны нагружаться одинаково;
6.выполнив упражнение, следует расслабить кисти, встряхнув ими;
7. упражнения периодически надо менять, оставляя для повторения любимые игры ребенка;
8. всячески нужно поощрять попытки малыша повторять за взрослым слова, самостоятельно выполнять движения;
Гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна включать в себя упражнения для пальцев и для всей кисти рук и проводится на каждом занятии.




Упражнения для кистей рук:
Гимнастика для рук разогревает мышцы кисти, способствует повышению их тонуса. Основные приемы – поглаживание, легкий массаж, сгибание и разгибание пальчиков.

«Воробышки»
Вот рассыпали пшено (дробь по поверхности ладошками и пальчиками), раскатилося оно (поглаживание поверхности ладошки).
Прискакали два воробышка (изобразить, как воробышки скачут по ладошке с пальцами),
Поклевали все до зернышка (повторить дробь).

«Утро»
Из сжатого кулачка по очереди разгибаются пальчики, их разминают, поглаживают.
На предпоследней строчке кулачок два раза сжать-разжать, затем «умыть»: погладить ладонью всю ладошку малыша.
Просыпался большой братец.
Указательный проснулся, средний рядом повернулся,
Безымянный потянулся.
А мизинчик улыбнулся.
«Всем привет!» - сказали дружно,
Умываться теперь нужно.

«Мячик»
Мы играли вместе в мячик (обхватить ладонью кулачок, повращать его)
Он повсюду быстро скачет (похлопать кулачок о кулачок).
Снова мы его поймаем (выполнить такие вращательные движения для другой руки).
А потом вновь поиграем (опять постукивая кулачками).

Упражнения для пальцев:Активные упражнения для пальцев часто носят подражательный характер: дети имитируют форму различных предметов и животных, повторяют их движения. Следует для наглядности образа показывать картинки с используемыми для игры объектами, тогда дошкольнику будет легче проводить ассоциации между своими пальцами и демонстрируемыми предметами или животными.
«Зверье в лесу»
Пять деревьев на опушке (растопырить пальцы),
Ручеек там есть с лягушкой (сжать кулачки, выдвинув фаланги указательного пальца с мизинцем – глаза).
Вот промчался зайка серый (сжать кулак, выпрямив вертикально указательный и средний пальцы – уши),
Спрятался: ведь он несмелый (полностью сжать кулак).

«Гости»
Стол накроем для гостей (выпрямить вертикально ладонь, накрыть кончики второй ладонью, как столешницей).
Стулья все расставим (одну руку сжать в кулак – сиденье),
Соберутся друзья все и обедать станем (сжать ладонь, дальше по очереди распрямлять пальцы).
Друг большой – он раньше всех,
Указательный - за ним,
Среднего мы слышим смех,
С ним безымянный, не один;
И мизинчик наш пришел.
Что ж. скорее все за стол (сжать вновь кулак).

«Птицы»
Во дворе пропел петух (сложить по 4 пальца, зацепив их в замок,
-гребень; оттопырить, сложив вместе большие – клюв):
Будит всех с утра вокруг (открыть «клюв», поднять пальцы – встопорщить гребень).
Пролетает голубь сизый (соединив запястья, сделать взмахи ладонями, имитируя движения крыльев).
Воробей здесь скачет рыжий (открыть одну ладонь, вторую сложить щепотью и изобразить, как скачет птичка по ладони).

Пальчиковая гимнастика для дошкольников синхронизирует работу обоих полушарий мозга, способствует формированию речи, памяти, внимания, мышления. Она активно способствует проявлению различных способностей.

Цель постоянного применения комплекса игр и упражнений – помочь посредством пальчиковых гимнастик ребенку:
*правильно произносить звуки;
* обогатить словарный запас;
* разработать пальцы для письма;
* получить навыки осознанного самоконтроля;
* развивать терпение и способность концентрировать внимание на одном действии, не отвлекаясь;
* научиться фантазировать;
* освоить навыки общения и взаимопонимания без слов;
* адаптироваться к окружающему миру. Если малыш – левша;

Пальчиковая гимнастика для детей будет иметь максимальный эффект, если ею будут заниматься с детьми не только в детском саду, но и дома.


Комментариев нет:

Отправить комментарий